Казахстанская ассоциация
сохранения биоразнообразия

>
РУС

Закон и его исполнение

 

Законы и подзаконные нормативные документы (правила, инструкции и т.п.)  должны быть, во-первых, соответствующими целям охраны природы и международному законодательству, не противоречащими друг другу и без лазеек для их обхода, и во-вторых - исполняемыми. 

Для этого необходимы:
1. совершенствование законодательства, то есть внесение при необходимости предложений по его изменениям и дополнениям с их продвижением в ключевых ведомствах и в парламенте; 
2. соответствующая квалификация сотрудников силовых структур - полицейских, таможенников, пограничников, инспекторов охраны животного мира и др., для достижения которой необходимо достаточное информирование, обучение и т.п.

АСБК активно работает в обоих этих направлениях. 


  • В 2017 г. при нашем активном участии принят ряд дополнений к законам, позволившим, в частности, включать в Красную книгу РК исчезнувшие виды (соответствует международной практике и даст толчок к программам по их восстановлению), а также давшим развернутое определение ключевых орнитологических территорий (IBA), повысившее и уточнившее их статус. 
  • В 2018 г. совместно с силовиками разных ведомств в рамках специального проекта при поддерже FFI был проведен ряд обсуждений для выявления проблем и поиска решений, по итогам которых были приняты резолюции, направленные в министерства-участники. 
  • В январе 2019 г. на основе этих резолюций были подготовлены сводные рекомендации, которые приводятся ниже. 

 

Предложения по усилению борьбы с браконьерством и незаконным оборотом объектов животного мира

Предложения по усилению борьбы с браконьерством и незаконным оборотом объектов животного мира

(21 января 2019 г. направлены в Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, РГКП «ПО Охотзоопром», Ассоциацию «Кансонар»)

Предложения подготовлены по материалам и резолюциям Круглых столов 2018 года с представителями природоохранных и правоохранительных организаций – КЛХЖМ, Охотзоопром, Пограничная служба КНБ РК, Таможенный комитет, Природоохранная полиция МВД, прокуратура.


Изменения законодательства:

  • В рамках работы по уголовному и административному законодательству, провести специальное обсуждение по вопросам сохранения животного мира с участием депутатского корпуса и заинтересованных ведомств. Обратить особое внимание на статьи 335-339 Уголовного кодекса РК, ужесточив ответственность за незаконное добывание и пользование объектами животного мира, устранив неясное толкование в статье 337 (п. 1 со словом «массовых»), предусмотрев возможность конфискации транспортных средств и орудий охоты независимо от их собственника. Обеспечить соответствие «Правил охоты в РК» Административному кодексу. - Внесение изменений в статьи 337 и 339 УК РК; а также статьи 382, 389 КоАП РК, предусмотрев в указанных статьях альтернативные и эффективные виды наказания.
  • Предусмотреть выплату доли от взысканных исковых сумм (до 30%) инспектору охраны животного мира или егерю, задержавшему браконьера (в настоящее время эта практика существует, например, в Узбекистане; до середины 1990-х гг. была в Казахстане и ранее – в Казахской ССР).
  • Установить в УК РК ответственность за неповиновение инспектору и ответственность за нападение на него (по аналогии с сотрудниками полиции и т.п.- «представителями власти»).

Полномочия и подготовка инспекторов разных организаций:

  • Внести предложение в МВД РК о рассмотрении вопроса образования в системе МВД самостоятельного управления природоохранной полиции.
  • Внести предложение в МСХ РК о рассмотрении вопроса организации для сотрудников РГКП «ПО «Охотзоопром» курсов первоначальной подготовки.
  • Внести предложение в МСХ о рассмотрении вопроса совместно с уполномоченными государственными органами об отнесении служебных автотранспортных средств РГКП «ПО «Охотзоопром к категории специальных транспортных средств» (с установкой СГУ, громкоговорителей и т. д.).
  • Пересмотреть «Правила по применению специальных средств и служебного оружия…»  инспекторами охраны животного мира и егерями, для возможности их превентивного применения для задержания вооруженных браконьеров (по аналогии с правилами для полиции).

Экспертиза и эксперты:

  • Проработать вопросы сертификации (аттестации) и/или утверждения экспертов/экспертных организаций для определения видовой принадлежности изымаемых или перевозимых объектов животного и растительного мира и их дериватов, а также для определения судьбы конфиската, стоимости (суммы ущерба) и других задач. Необходимо создание единого реестра экспертов и лабораторий для специализированной экспертизы по направлениям. Такой реестр может быть утвержден совместно МСХ и МОН РК.
  • Разработать и внедрить ясные инструкции (методические рекомендации) по действиям при необходимости определения видовой принадлежности незаконно добытых или используемых объектов животного или растительного мира и их дериватов.

Межведомственное взаимодействие:

  • Разработка плана и организация проведения совместных оперативно-профилактических мероприятий по пресечению незаконного оборота объектов дикой фауны и флоры (с использованием экспертов, технических специалистов, кинологов и других специалистов взаимодействующих сторон), а также обеспечения взаимодействия ОВД при проведении оперативных и других мероприятий с уполномоченными органами в области охраны растительного и животного мира.
  • Взаимодействие правоохранительных и уполномоченных органов, а также других природоохранных организаций по выявлению лиц, причастных к незаконному обороту объектов дикой фауны и флоры.

Пропаганда и методические материалы:

  • Рекомендовать Комитету лесного хозяйства и животного мира МСХ РК совместно с МОН РК и другими заинтересованными ведомствами и организациями разработать и внедрить план государственной пропаганды сохранения сайгака и животного мира в целом.
  • Разработать и распространить в печатном и электронном виде методические материалы для сотрудников таможенных служб, пограничной службы, полиции, природоохранных структур по действиям в случае обнаружения объектов СИТЕС или других перевозимых через границы РК объектов животного мира и их дериватов.

Красная книга:

  • Для более объективной оценки природоохранного статуса и категорий редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, необходим перевод Красной книги РК на международные критерии (IUCN), с одновременным пересмотром ее списка, прежде всего наземных позвоночных животных.

Другое:

  • Ходатайствовать перед МВД о введении базы данных по категории учета «Браконьер» для использования правоохранительными и уполномоченными органами при организации и осуществлении профилактических работ по борьбе с нарушениями природоохранного законодательства в части незаконной охоты, незаконного рыболовства, незаконной порубки деревьев и т. д.