Казахстанская ассоциация
сохранения биоразнообразия

>

Автотрасса "Центр-Запад"

 

В Казахстане планируется строительство автотрассы «Центр-Запад», которая пройдет по важнейшим местам обитания сайгака. В результате численность сайгаков бетпакдалинской популяции может резко сократиться.

Наша цель - добиться изменения маршрута автотрассы на участках, важных для сайгаков.


ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ АСБК ПО ИЗМЕНЕНИЮ ТРАССЫ В ДОРОЖНОМ ПРОЕКТЕ «ЦЕНТР-ЗАПАД» (.PDF)

 

О проекте автотрассы «Центр-Запад»

Дорожный проект «Центр-Запад» является частью программы "Нурлы Жол" по модернизации сети автодорог Казахстана и соединяет Нур-Султан с Актау (около 2000 км). Планируется в основном улучшить существующие автодороги, протяженность новых трасс составит 612 км. Будущая автодорога будет в основном относиться ко второй категории (двухполосная).

Проект ведется по заказу Комитета автомобильных дорог Министерства инвестиций и развития РК. 

 

Влияние на окружающую среду

Оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС) для участка Нур-Султан – Шалкар была завершена КаздорНИИ в феврале 2016 г. В этом отчете было указано, что дорожный проект влияет на природные ценности и рекомендовано составить Планы природоохранных мероприятий для отдельных участков дороги, учитывая при этом опыт Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК).

Автотрасса «Центр-Запад» будет оказывать сильное воздействие на окружающую среду и ценные компоненты биоразнообразия Казахстана:

  • выбранный вариант прокладки будущей дороги проходит не только через уникальные, почти нетронутые экосистемы сухой степи, которых очень мало осталось по всему миру, но и через важнейшую часть ареала сайгака, внесенного в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП) как критически угрожаемый вид.
  • участок дороги г. Нур-Султан – с. Шалкар пройдет совсем рядом с территорией Иргиз-Тургайского государственного природного резервата, государственного природного резервата «Алтын Дала» и экологического коридора «Ыргыз-Торгай-Жыланшык», которые играют важную роль в сохранении бетпакдалинской популяции сайги. Данные факты почти не учитывались в отчете ОВОС.
  • дорога пересекает Тургайский государственный природный заказник, который с его системами озёр в низовьях рек Иргиз и Тургай является водно-болотным угодьем международного значения, включенным в список Рамсарской конвенции, а также ключевой орнитологической территорией. Пересечение данной территории вообще не было учтено в процессе планирования трассы и ОВОС.

Сравнение планируемой (красная линия) и альтернативной (зеленая линия) прокладок дороги "Центр-Запад" и их воздействий на движения сайгаков и ООПТСравнение планируемой и альтернативной прокладок дороги "Центр-Запад"

 


 

Прогнозы экспертов

Данные спутникового слежения сайгаков, собранные АСБК с 2009 года, четко показывают, что не менее 370 км запланированной трассы, что равно 36,5% участка между Нур-Султаном и Шалкаром, постоянно и в большом числе пересекаются сайгаками во время миграции . Кроме того, известно, что сайгаки очень пугливы и избегают пересечения уже много лет существующей асфальтированной дороги и даже грейдера.

Планируемая дорога отделит северные летние пастбища сайгаков от остальной части ареала вида; сайгаки обычно мигрируют более чем на 250 км к северу от запланированного варианта прокладки дороги.

Значимость сегментов дорожного проекта Центр-Запад (по 10 -км отрезкам) для пересечения сайгаками в ходе их миграции.            

Состояние дорог по планируемому маршруту дорожного проекта Центр-Запад между Нур-Султаном и Иргизом и пути движения сайгаков бетпакдалинской популяции.

Значимость участка Нур-Султан - Иргиз для сайгаков Состояние существующих дорог

Учитывая данные факты, можно ожидать следующие воздействия на сайгаков:

1. Мощный фактор беспокойства и стресс для сайгаков. Движение на дороге будет неизбежно пугать сайгаков и может помешать (временно или полностью) пересечь дорожное полотно. Этот барьерный эффект будет тем сильнее, чем больше транспортных средств будет использовать дорогу, и повлияет на миграции в непредсказуемой степени. Можно ожидать следующие эффекты:

  • Потеря частей ареала сайгака: сайгаки могут полностью перестать использовать район к северу от дороги, поскольку дорога будет препятствовать их доступу к нему. Это заставит их оставаться в среде обитания с недостаточными ресурсами, что отрицательно скажется на состоянии животных и, очевидно, на размножении.
  • Изменения путей и сроков миграции сайгаков: возможно, сайгаки не будут полностью остановлены дорогой, но дорога может задерживать их перемещения для достижения очень важных летних пастбищ на севере и заставлять дольше оставаться в местах с недостаточными ресурсами, что также повлияет на их здоровье и размножение.

2. Прямое воздействие на здоровье сайгаков: сам по себе стресс негативно скажется на состоянии здоровья сайгаков во время миграции.

3. Столкновения сайгаков с транспортом: Сайгаки могут быть сбиты транспортными средствами при пересечении новой дороги, особенно в ночное время. Обычно это не только вызывает смерть животных, но также очень опасно для транспортных средств и их водителей. Такие случаи будут довольно часты в период массовой миграции сайгаков.

Все эти эффекты снижают потенциально возможный размер популяции сайгаков и делают недостижимой цель ее восстановления до уровня 1980-х гг. Эти воздействия не были учтены в достаточном объеме в рамках ОВОС по дороге.

 

Существующий пример негативного влияния дороги на сайгу в Казахстане

В 2015 году была построена железная дорога через ареалы бетпакдалинской и устюртской популяций сайгаков (Жезказган-Саксаульский и Шалкар-Бейнеу). На сегодняшний день по данным мониторинга и спутникового слежения видно, что после запуска железной дороги сайгаки устюртской популяции перестали использовать участки к югу от железной дороги, и их миграции в сторону государственной границы РК практически остановлены (см. Приложение 1). Очевидно, железная дорога послужила причиной сокращения ареала сайгаков и, возможно, численности популяции. На данный момент численность сайги на устюрте критически низкая. Мы можем ожидать аналогичную картину после строительства автомобильной дороги «Центр-Запад» по принятому сейчас варианту.
   
Перемещение сайгаков устюртской популяции до строительства железной дороги                            Перемещение сайгаков устюртской популяции после строительства железной дороги
Перемещение сайгаков устюртской популяции до строительства железной дороги Перемещение сайгаков устюртской популяции после строительства железной дороги

 

Предлагаемые решения АСБК

Наилучшим решением со всех точек зрения является изменение маршрута дороги, с обходом главных мест обитания сайгаков в основном по существующим дорогам. Если дорога будет построена по варианту 0, негативных воздействий на окружающую среду будет значительно меньше, но экономические выгоды остаются практически без изменения или даже увеличиваются (см. ниже в разделе "Экономические выгоды").

Это является единственным реальным решением для одновременного улучшения транспортной системы страны и сохранения природных ценностей Казахстана.

Картосхема разных вариантов прокладки дороги от Нур-Султана до Актау

Картосхема разных вариантов прокладки дороги от Нур-Султана до Актау.

Неэффективные альтернативы:

1. Все эксперты по сайгакам считают, что сайгаки не будут использовать возможные экодуки поверх дороги или переходы под трассой, потому что сайгаки живут в открытых, ровных ландшафтах и боятся как возвышающихся сооружений, так и разного рода туннелей. Доказательства успешности данных дорогостоящих конструкций для снижения барьерного эффекта отсутствуют. И даже несмотря на это, негативное воздействие на остальные компоненты экосистем остается без смягчения.

2. Компенсация ущерба окружающей среде считается невозможной из-за объема ущерба и уникальности экосистем.


 

Экономические выгоды альтернативного варианта, поддерживаемого АСБК

Для экспертов АСБК, к сожалению, была недоступна полная версия предварительного технико-экономического обоснования дорожного проекта со сравнительной оценкой экономических выгод разных вариантов прокладки дороги; в итоге было использовано резюме ТЭО в документах Всемирного банка (Project Appraisal Document от 06.04.2016). В резюме имеются самые важные факты для оценки вариантов прокладки дороги не только с точки зрения экологии и диких животных, но и экономики и социальных аспектов. Таким образом, этот раздел основан исключительно на цифрах и оценках авторов ТЭО.

Выбранный маршрут Альтернативный маршрут от АСБК
Проходит через малонаселенные места и не способствует соединению регионов и повышению доступности Соединяет не только Нур-Султан и Актау, но и много крупных, средних и малых населенных пунктов на севере страны.
Планируемая прокладка по сравнению с альтернативной делает путь от городов запада страны до Нур-Султана короче на 140-270 км Альтернативную прокладку можно сократить примерно на 150 км, следуя по местным дорогам южнее Костаная, что практически сравняет общую протяженность альтернативного маршрута с выбранным в проекте вариантом.  см. карта
Стоимость строительства: $ 2 603 миллиона Стоимость строительства: $1 047 миллиона. Экономия за счет использования существующих трасс, прошедших реконструкцию.


Для сравнения экономических выгод разных прокладок дороги используются два показателя: EIRR и NPV. EIRR отражает внутреннюю экономическую норму рентабельности и является процентной ставкой, при которой уравнивается приведённая стоимость будущих денежных поступлений и стоимость исходных инвестиций.

Экономическая оценка реконструкции дорожных участков разных прокладок дорожного проекта (в миллионах $ США); показаны только участки, которые требуют реконструкцию

Участок дороги

EIRR

NPV

План

Астана – Коргалжин – Аркалык

Аркалык – Торгай

Торгай – Иргиз

Иргиз – Кандыагаш

Кандыагаш - Доссор

 

131

10

-6

10

17

 

-47

-102

-415

-125

1379

Альтернатива

Костанай – Карабутак

Актобе - Доссор

 

14

33

 

89

2194


NPV (чистый дисконтированный доход), в свою очередь, показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Чем выше эти показатели, тем более выгодным будет дорожный проект.

Расходы и выгоды разных вариантов по NPV

  Наименование 

Миллионы $ США

Планируемый вариант

Альтернативный вариант АСБК

Капитальная стоимость

-2280

-917

Стоимость обслуживания

-32

-19

Выгоды в стоимости эксплуатации  автотранспорта существующего объема

1188

1081

Денежные сбережения из-за экономии времени существующего автотранспортного движения

1779

1595

Денежные сбережения из-за нового автотранспортного движения

598

506

Денежные сбережения из-за перенаправленного автотранспортного движения

80

0

Более широкие экономические выгоды

46

0

Итого

1379

2283

Учитывая все эти результаты, альтернативная прокладка дороги является экономически самым выгодным вариантом дорожного проекта. Она явно превосходит вариант, выбранный государственными агентствами, из-за высокой стоимости его строительства и низкого уровня ожидаемого движения на центральных участках. Кроме этого, альтернативный маршрут больше соответствует государственным программам по региональному развитию и развитию транспортной инфраструктуры Казахстана.

Имея многолетний опыт работы в регионе трассы «Центр-Запад», АСБК настаивает на том, что для сохранения уникальных природных ценностей в Центральном Казахстане необходимо заменить выбранный сейчас вариант прокладки трассы в Центральном на более северную альтернативу. Данная позиция поддерживается Конвенцией по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS) и экспертами по этой теме.