Казахстанская ассоциация
сохранения биоразнообразия

>

Альтернативные маршруты дороги «Центр-Запад»

16 September 2020

Выбранный вариант транспортного коридора "Центр-Запад" может значительно сократить ареал сайгаков в Центральном Казахстане. АСБК, опираясь на накопленные научные данные, выступает за изменение маршрута.

13 января 2014 г. указом Президента была утверждена «Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года». Для получения финансирования строительства участка коридора «Центр-Запад», правительство Казахстана обратилось во Всемирный Банк Реконструкции и Развития. В 2014 г. по заказу Всемирного Банка было подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование для сравнения преимуществ и недостатков различных вариантов прокладки трассы.

В открытом доступе можно найти документ Всемирного Банка «Отчет №PAD1456 от 6 апреля 2016 г.», об оценке проекта дороги «Центр-Запад» для предлагаемого кредита на сумму 977,86 млн долларов США Республике Казахстан. У отчета имеется Приложение 5 – «Экономический анализ и обзор предварительного технико-экономического обоснования». Приведем данные из этого Приложения.

В нем указано, что правительством Республики Казахстан выполнено предварительное технико-экономическое обоснование для шести маршрутов коридора «Центр-Запад» (показаны на карте), три из которых были предложены Комитетом автомобильных дорог (КАД) и три - АО «НК «Казавтожол». Согласно этому документу, изначально рассматривались следующие маршруты:

• Маршрут 1 (предложен КАД), на карте выделен зелёным: Астана, Жаксы, Костанай, Карабутак, Актобе, Доссор, Бейнеу, Актау.

• Маршрут 2 (КАД), фиолетовый: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Бейнеу, Актау.

• Маршрут 3 (КАД), жёлтый: Астана, Атбасар, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Бейнеу, Актау.

• Маршрут 4 (Казавтожол), голубой: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Актобе, Доссор, Бейнеу, Актау.

• Маршрут 5 (Казавтожол), красный: Астана, Жантеке, Егиндыколь, Аркалык, Тургай, Акшыганак, Иргиз, Шалкар, Кандыагаш, Доссор, Бейнеу, Актау.

• Маршрут 6 (Казавтожол), синий: Астана, Атбасар, Аркалык, Жезказган, Кызылорду, Шалкар, Бейнеу, Актау.

Согласно оценке Всемирного Банка, наиболее экономически выгодными являются маршруты 1, 4 и 5. Итоговое технико-экономическое обоснование было составлено к маршруту 5 (центральный маршрут) от Нур-Султана до Иргиза. При этом, маршрут 1 (северный маршрут) является более экологически безопасным и экономически выгодным по нескольким причинам.

1. Северный вариант предполагает реконструкцию существующих автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты Акмолинской, Костанайской и Актюбинской областей и областные центры двух последних регионов. Центральный (№ 5) требует строительства новых и реконструкцию старых автомобильных дорог, так как проходит через некоторые участки, где существующая дорожная инфраструктура либо отсутствует, либо находится в очень плохом состоянии. В частности, строительство с «нуля» планируется на участках Жантеке-Аркалык и Торгай-Иргиз, где располагаются важнейшие местообитания сайгаков.

Дороги, которые могут быть реконструированы при выборе северного маршрута (№ 1):

  • М-36 (Екатеринбург-Алматы) км 963-1286
  • Р-13 (Жаксы-Есил-Бузулук) км 0-82
  • А-16 (Жезказган-Петропавловск) км 496-512
  • Р-36 (Костанай-Аулиеколь-Сурган) км 3-260
  • А-22 (Костанай-Карабутак) км 0-547
  • М-32 (Самара-Шымкент) км 753-965
  • А-27 (Актобе-Доссор) км 11-512
  • А-33 (Атырау-Бейнеу) км 95-422

Существующие характеристики дорожного покрытия по центральному маршруту (№ 5)

Участок дороги

Класс

Длина (км)

Ширина дороги (м)

Тип поверхности

Астана –Жантеке

III

79.8

7.0

Асфальт

Жантеке - Егиндыколь

IV

70.2

6.0

Щебень/Верхний слой почвы

Егиндыколь - Аркалык

IV

239.7

6.0

Щебень/ Верхний слой почвы

Аркалык - Амангельды

III

122.6

7.0

Асфальт

Амангельды - Тургай

III

146.7

7.0

Асфальт / Верхний слой почвы

Тургай - Нура

IV

163.3 (80)

6.0

Верхний слой почвы / щебень (80 км – полевая дорога)

Нура-Иргиз

IV

66.5

6.0

Щебень / Верхний слой почвы

Иргиз– Шалкар

IV

127.2

6.0

Щебень / Верхний слой почвы

Всего

-

1016

-

-

 

2. Исходя из оценки Всемирного Банка, стоимость строительства коридора «Центр-Запад» заметно сократится при выборе маршрута 1, так как он предусматривает реконструкцию уже существующих автомобильных дорог.

3. Одним из аргументов в пользу центрального маршрута (№ 5) является то, что расстояние по нему от Нур-Султана до Актобе сократится примерно на 200 км. При этом, оценка Всемирного Банка отмечает, что протяженность маршрута № 1 может быть сокращена на 150 км путем модернизации местных дорог к югу от Костаная – от Аулиеколя до Адаевки, и тогда протяженность вариантов 1 и 5 практически выравнивается.

Таким образом, вариант 1, исходя из оценки Всемирного Банка, наиболее выгоден экономически и лишь очень незначительно (при условии спрямления к югу от Костаная) длиннее проектируемого сейчас варианта 5. Он же, с нашей точки зрения, является экологически безопасным, так как обходит местообитания сайгаков с севера и не несет никакой угрозы особо охраняемым природным территориям.

Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК) призывает Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК изменить маршрут транспортного коридора «Центр-Запад», чтобы сохранить сайгаков бетпакдалинской популяции.

 

Поделиться с друзьями
  • Что мы делаем

     

    АСБК с 2006 года занимается сохранением биоразнообразия Казахстана. Вся работа проводится на научной основе, так как проблемы сохранения биоразнообразия не могут быть решены без фундаментальных исследований. АСБК определила для себя приоритетом сохранение биоразнообразия на ...


    Читать далее

  • Природоохранная инициатива "Алтын Дала"

     

    Природоохранная инициатива «Алтын Дала» (ПИАД, в переводе с казахского «золотая степь») – это широкомасштабная партнерская программа национальных и международных природоохранных организаций. Ее цель – сохранение ключевых видов ж...


    Читать далее

  • Экопарк "Алты Сай"

     

    ПЕРВЫЙ В КАЗАХСТАНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК «АЛТЫ САЙ»

    Экопарк «Алты Сай» – уникальный уголок дикой природы на юге Костанайской области, сокровищница истории и природных богатств Торгайской степи. На его территории мож...


    Читать далее

  • Ключевые орнитологические территории - IBA

    Ключевые орнитологические территории международного значения – IBA – благодаря строгому и стандартизованному подходу к их выделению, могут быть сравнимы между собой на национальном, региональном и глобальном уровнях. Они образуют сети, которые, при обеспечении их защиты, играют о...


    Читать далее

  • Наследие ЮНЕСКО

     

    Природа Казахстана уникальна и здесь имеются территории и природные комплексы, которые значимы на международном уровне. Такие территории могут определяться в рамках различных программ, конвенций и др. АСБК непосредственно поддерживает работу по Всемирному природному наследию ЮНЕС...


    Читать далее

  • Что мы делаем

     

    Миссия экологического просвещения АСБК

    Человечество уже давно влияет на естественные природные процессы, и антропогенные нагрузки продолжают истощать окружающую среду. Повышение осведомленности населения о проблемах сохранения биоразнообрази...


    Читать далее

  • Центр прикладной биологии

     

    Центр прикладной биологии - структурное подразделение АСБК, созданное в январе 2011 г. Центр находится в г. Алматы и одновременно выполняет функции алматинского офиса Ассоциации.

    Основная роль Центра - обеспечение выполнения научно-ис...


    Читать далее

  • Вестник "Зеленый мир"

     

    "Зеленый мир" - это информационный электронный журнал АСБК, выпускается 4 раза в год. 

    Ежегодно мы осуществляем десятки различных проектов, и здесь вы можете ознакомиться с нашими достижениями и результатами работ по изучению и сохранению биоразнообр...


    Читать далее