Казахстанская ассоциация
сохранения биоразнообразия

>

Автотрасса "Центр-Запад"

 

В Казахстане планируется строительство автотрассы «Центр-Запад», которая пройдет по важнейшим местам обитания и миграции сайгака. Это создает высокий риск  резкого сокращения численности сайгаков бетпакдалинской популяции.

Наша цель - добиться изменения маршрута автотрассы на участках, важных для сайгаков.


О текущей ситуации по популяции сайгаков

Согласно результатам государственного учета 2019 г. численность всех трех обитающих в Казахстане популяций сайгаков составляет 334 400 голов, из которых 217 000 относятся к уральской, 5 900 к устюртской и 111 500 к бетпакдалинской популяции.
Бетпакдалинская популяция, места обитания которой пересечет трасса, постепенно восстанавливается после катастрофической массовой гибели в 2015 году. В 1980-е гг. численность бетпакдалинской популяции достигала 510 000, в 2002-2003 гг. падала до 4 000 – 6 000, в 2015 г. после многолетних усилий по ее восстановлению - 242 500 особей. После вспышки пастереллеза в 2015 году погибло более 200 000 животных, что составляло тогда 88% от ее численности или две трети от мировой популяции вида.

О проекте автотрассы «Центр-Запад»

Дорожный проект «Центр-Запад» является частью программы «Нурлы Жол» по модернизации сети автодорог Казахстана и соединяет города Нур-Султан и Актау (около 2000 км). Проект ведется по заказу Комитета автомобильных дорог Министерства инвестиций и развития РК. 


Большей частью в нем планируется реконструкция действующих дорог, за исключением 612 км новых. 


Отрезки Жантеке – Аркалык и Торгай - Ыргыз пройдут по местам, где сейчас дороги отсутствуют. Из-за естественных и уже существующих антропогенных барьеров на других территориях к западу и к востоку (дороги, сельскохозяйственные угодья и др.), миграции сайгаков сконцентрированы на этих двух участках, как в воронках, и с очень высокой вероятностью возникновение дороги на пути миграции нанесет бетпакдалинской популяции сайгаков невосполнимый ущерб.
 
Участок Жантеке-Аркалык (протяженность - 294 км) пересечет пути миграций тенгизской группировки сайгаков, отделит часть мест окота и летовок от мест зимовок. К северу от дороги останется около 1/4 нынешней территории обитания группировки. Участок пройдет между Коргалжынским государственным природным заповедником (в 30 км) и Атбасарским государственным природным заказником (в 10 км), нарушая связность этих территорий для мигрирующих сайгаков.
 
Участок Торгай – Ыргыз (протяженность – 205 км) пересечет ключевые территории нетронутой степи Центрального Казахстана -  Торгайские степи и местообитания торгайской (главной) группировки сайгаков.  Трасса отделит часть мест окота и летовок сайгака (около 1/3 мест обитания) от основного ареала популяции.  
Дорога пройдет в окружении нескольких важнейших для биоразнообразия территорий: Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (в 1 км, т. е.  пройдет по границе, в охранной зоне), Государственного природного резервата «Алтын Дала» (в 5 км; при этом от участка «Сарыкопа» - в 0,5 км) и экологического коридора «Ыргыз-Торгай- Жыланшык» (в 4 км).


Она пересечет Тургайский государственный природный заказник – ключевую орнитологическую территорию и водно-болотное угодье международного значения, включенное в список Рамсарских угодий (охраняется Рамсарской конвенцией).

Ожидаемое влияние на окружающую среду

Мощный фактор беспокойства: движение на дороге будет неизбежно пугать животных и мешать (временно или полностью) пересекать трассу. Этот барьерный эффект будет тем сильнее, чем больше транспортных средств будут использовать дорогу, и он повлияет на миграцию в непредсказуемой степени. Беспокойство усилится из-за необходимости обслуживания трассы, появления дорожных участков, людей, дорожной техники. 

Решение с сохранением текущей траектории трассы: отсутствует.

Типовые надземные и подземные переходы (экодуки и т.п.) сайгаки использовать не будут, к тому же указать для них точные места невозможно из-за движения зверей широким фронтом. Привыкания к трассе части животных возможно, но в любом случае не ранее чем через несколько лет.

Итоги барьерного эффекта:

  • Потеря частей ареала сайгака. Сайгаки могут полностью перестать использовать районы к северу от обоих проблемных отрезков дороги. Это заставит их оставаться в среде обитания с недостаточными кормовыми ресурсами, что отрицательно скажется на состоянии животных и на воспроизводстве.

  • В случае, если передвижение сайгаков не будет полностью остановлено, дорога с очень высокой вероятностью будет задерживать их перемещения к очень важным летним пастбищам на севере. Звери будут дольше оставаться в местах с недостаточными ресурсами, что также повлияет на их здоровье и размножение.

  • Возрастет угроза вспышек заболеваний из-за большей скученности в период окота и весенний миграций, из-за образования скоплений к югу от трассы. Это тем более опасно, что причины вспышек пастереллеза до сих пор не выяснены. Соответственно, возрастут риски и для домашнего скота.

  • Из-за сокращения ареала или нарушения хода миграций, с возрастающим риском гибели, потенциальная численность обеих группировок популяции (основной и тенгизской) неизбежно сократится, и ее ценность как возобновляемого ресурса упадет.

  • Нарушится экологическая связность двух блоков особо охраняемых природных территорий, особенно в Ыргыз-Торгайском регионе; будет нанесен ущерб (пока не оценивавшийся) Рамсарскому угодью.


 

Опыт воздействия других инфраструктурных проектов

Сайгаки избегают пересечения существующих дорог с твердым покрытием, свободно переходя грунтовые (отрезок Аркалык-Ыргыз).

Сайгаки с передатчиками не пересекали железную дорогу Шалкар-Бейнеу в течение более чем 2 лет после ее строительства, с осени 2017 г. до конца декабря 2019 г.Перемещение сайгаков устюртской популяции до строительства железной дорогиПеремещение сайгаков устюртской популяции после строительства железной дороги

Законодательные аспекты

  1. Нарушение законодательства РК о недопустимости создания помех миграциям животных (Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; Экологический кодекс).
  2. Противоречие с принципами Рамсарской конвенции о сохранении ключевых водно-болотных угодий (пересечение Рамсарского угодья «Озера низовьев Торгая и Иргиза» - Тургайского заказника, не учтенное вообще в ОВОС дорожного проекта).
  3. Нарушение «Меморандума о взаимопонимании (MoU) о сохранении, восстановлении и устойчивом использовании антилопы сайгак (Saiga ssp.)», принятого в рамках Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннской конвенции).

Реальное решение проблемы

Единственным реальным решением проблемы угрозы популяции сайгаков является изменение маршрута трассы, с обходом важнейших местообитаний вида с севера.

Следите за кампанией в социальных сетях по хэштегам:

#SaveSaigaWays

#СохранимПутиСайгака